Расширенная гарантия на шины

Почему не крутит стартер: причины и пути решения проблемы. Как продлить стартеру жизнь

Сели за руль, повернули ключ зажигания, но двигатель не завёлся? От такой проблемы никто не застрахован. Почему автомобиль не среагировал на поворот ключа, в чем может быть причина, что делать — сразу возникает много вопросов. 

Одной из причин может быть проблема со стартером. Это пусковой механизм, задача которого — раскрутить коленвал двигателя. Если он вышел из строя, мотор не заведётся, и вы не сдвинетесь с места.

Как понять, что проблема в стартере

Неисправности стартера делят на 2 типа: механические и электрические. Есть несколько признаков, которые указывают на то, что проблема кроется в пусковом устройстве. Вы поворачиваете ключ зажигания, а дальше происходит следующее:

  • тишина — стартер не крутит, нет привычного гула коленчатого вала, контрольные лампы на приборной панели быстро гаснут или вовсе не загораются;

  • слышны посторонние звуки под капотом — щелчки, металлический скрежет, мотор при этом не заводится;

  • реле щёлкнуло, стартер заработал, но с «визгом».

Частая причина, по которой стартер не крутит, — полностью разряженный аккумулятор. Нехватка заряда блокирует работу стартера, однако, её не относят к неисправностям пускового механизма.

Если аккумулятор сел, его можно зарядить или «реанимировать» с помощью бустера. Устройство подключают к клеммам АКБ, заводят машину. С помощью бустера можно «реанимировать» аккумулятор для запуска машины, однако для полноценной зарядки аккумуляторной батареи может потребоваться специальное зарядное или пуско-зарядное устройство, в зависимости от модели бустера.

Стартер не будет крутить, если у АКБ окислились или ослабли клеммы. Удалите с выводов окислы, проверьте затяжку — иногда это помогает исправить ситуацию.

Почему не крутит стартер

Причины разные: износ втулок якоря, щеток, повреждение муфты, проблемы с обмоткой и другие. Остановимся подробнее на каждой.

Износ щёток

Щётки — комплектующие электростартера. Всего их четыре. При контакте с якорем щётки стираются. Обилие графитовой пыли ведёт к засорению щёточного узла, поломке пружинного механизма, перегреву. Если причина в щётках, вы услышите отчётливые щелчки под капотом.

Срок службы щёток зависит от производителя. В основном ресурс в пределах от 100 до 200 тыс. км пробега.

Если проблема в щётках, необязательно покупать новый стартер. Достаточно замены щёточного узла.

Износ бендикса или зубьев маховика

На износ механизмов укажет скрежет при вращении стартера, жужжание, но двигатель при этом не стартует. Поломка зубьев маховика встречается реже. Проблему можно исправить заменой бендикса или зубчатого колеса.

Прогар или окисление контактов

АКБ, силовой провод, диск втягивающего реле и щётки электромотора образуют электрическую цепь, которая подвергается высоким нагрузкам — пропускает ток до 300 А. Из-за этого цепь греется, что приводит к оплавлению клемм силовых болтов и разрушению их поверхности. В результате клеммы перестают проводить ток. Чтобы вернуть стартеру работоспособность, восстановите контакты — зачистите места соединений, затяните болты.

Заклинивание обгонной муфты

При проблемах с механизмом стартер сработает на поворот ключа, но его вращения будут холостыми — коленвал останется неподвижным.

Чтобы проверить муфту, снимите электростартер, извлеките узел. Поверните шестерни в разные стороны. Если вращение свободное, муфта подлежит замене.

Из-за особенностей расположения обгонная муфта «собирает» грязь, что приводит к ее поломке. 

Износ подшипника ротора или втулок

Неисправность не возникает «внезапно». Замедленное вращение стартера при заряженном аккумуляторе, появление шумов, отказ двигателя заводиться с первого раза — «симптомы», которые указывают на износ втулок и подшипников. Они возникают из-за появления радиальных люфтов вала. Если износ механизмов существенный, стартер может заклинить. Проблему решают путём замены втулок или подшипников.

Неисправность втягивающего реле

Если стартер не крутит и при этом под капотом не слышно посторонних звуков, возможно, вышло из строя втягивающее реле. Частая причина — отсутствие контакта внутри катушек или разрушение контактных пластин.

Чтобы стартер заработал, замените реле. У некоторых устройств съёмная крышка. Их можно разобрать, зачистить пластины или заменить их. Однако корпус большинства втягивающих реле неразборный.

Замыкание обмотки

Характерный признак неисправности — запах горелой проводки. Замыкание возникает из-за перегрева. Высокие температуры разрушают защитное покрытие обмотки, что ведёт к оголению проводов — отсюда замыкание. Если проблема в обмотке, то придётся заменить весь узел.

Проблема в цепи управления

Неисправность редкая, но списывать ее со счетов не стоит. Что может произойти? Вышли из строя замок зажигания, реле управления, оборвался провод. Чтобы выяснить, есть ли проблема в цепи управления, нужен мультиметр. Порядок действий такой: поверните ключ зажигания и проверьте напряжение на проводе втягивающего реле. Если напряжения нет, нужно смотреть провод, замок зажигания, реле.

Можно ли продлить «жизнь» стартеру

Да! Это несложно — достаточно выполнять такие правила:

  1. Не допускайте перегрева стартера. Пусковой механизм рекомендовано крутить не дольше 10 секунд. Зимой мотор может не завестись сразу же. В этом случае поворачивайте ключ зажигания интервально — с перерывами в 1 минуту между запусками.

  2. При запуске двигателя отключайте стартер сразу же. Если машина укомплектована кнопкой запуска, то в этом случае за отключение устройства отвечает электроника. Долгое удерживание ключа в положении «старт» увеличивает нагрузку на пусковой механизм.

  3. Следите за зарядом аккумулятора. Если заряда не хватает, стартер может работать «рывками», что сокращает срок его бесперебойного функционирования.

  4. Избегайте попадания влаги под капот. Повышенная влажность приводит к окислению и разрушению контактов.

  5. Периодически обслуживайте стартер. Чистите его от пыли, окислов, меняйте изношенные щётки. Механики рекомендуют выполнять эти работы после 50 000 км. пробега, особенно, если впереди зимний сезон. Не пренебрегайте обслуживанием, если стартер работает громче, не реагирует на поворот ключа зажигания с первого раза или вы услышали скрежет под капотом при запуске двигателя.

Выполнять правила не сложно, но важно, поскольку эти манипуляции продлят срок службы стартера, минимизируют вероятность незапланированных расходов на его ремонт или замену и уберегут вас от такой проблемы, как «внезапно не завёлся автомобиль».